История края

Русский Север является сокровищницей русской народной культуры и вправе считается памятником культуры.

 

Каргополь.

Первый раз Каргополь встретил меня в марте, немного пасмурным днем, город был бы серым и унылым, если бы не сказочно нарядные березы, покрытые сверкающем инеем. Тогда долго погулять не получилось, и достопримечательности оглядеть и с городом познакомиться тоже.

Второй раз Каргополь встретил меня в мае. Зеленые тихие улочки, цветущие яблони и ароматные кусты сирени возле небольших домиков очаровывают. Их нельзя сравнить с улочками других городов, не потому что они красивы  или необычны –  на них царит другая атмосфера. В голове возникают образы из старых сказок и былин, да и ход этих мыслей замедляется и успокаивается.

Поразил он своей неторопливостью, поразил своей тишиной и спокойствием. Большое количество исторических памятников, храмов музеев в столь далеком и забытом городке. И в этот раз все обойти – не вышло. Город будто бы  по частям раскрывается передо мной, чтобы я постепенно проникала в его жизнь, в его историю…

Кучепалда

Я много слышала и читала про Кучепалду. О  ее легенде, которая гласит, что было озеро посреди деревни, но ушло под землю за одну ночь. А потом и люди стали уходить из деревни. Очутившись в Кучепалде, у меня пошли мурашки по телу, перед глазами встала картинка большой, цветущей деревни, которая начала день за днем таять. Туман и моросящий дождик только усиливали впечатление.

До сих пор стоят дома,  где-то с разбитыми окнами, сломанными дверями. Их бросили. И ты понимаешь, что им уже никто не поможет. И озеро – пустое место. Огромные пустые поля,  которые никто не обрабатывает.

Если честно, очень это мрачно. И ты ничего не можешь сделать со своим воображением, потому что оно само начинает дальше додумывать причину умирания этой деревни. И, наверное, с этой деревней повсеместно, и точно так же умирают и многие деревни по России, и обрастают такими же легендами. Но дело не в легенде и не в озере или в другом каком то событии, дело, в том, что мы стали городскими жителями и мы бросили свои деревни, а деревня не может жить без людей.

Саунино

Недалеко от Каргополя, есть деревня Саунино, а в деревне Саунино есть сохранившейся деревянный храм. Храм тот стоит в отдалении на берегу небольшого ручья, в поле. Поле это раньше, как говорят, было кладбищем, а сейчас пустое. Пусто и в храме. Сохранились могущественные столбы в притворе и необыкновенной красоты расписные Небеса.

Небеса меня зачаровывали, с одной стороны своей воздушностью и недосягаемостью, с другой стороны абсолютной естественностью. Через небольшие окошки проникают солнечные лучики, и храм наполняется светом и легкой прозрачностью. Из–за того, что в храме больше нет ничего, пространство играет свою главную роль. И ты в этом пространстве желанный гость. Уезжать совершенно не хочется, ведь выйдя из храма, ты продолжаешь находиться под впечатлением от него. Удивляет, как гармонично он вписывается в окружающий мир.

Лядины.

Когда услышала название деревни Лядины, честно очень удивилась, я не знала, что это старорусское слово. Вообще на Севере сохранилось много старых слов, да и куда не поедешь – везде память, которая живет в людях, в часовнях, в памятниках, в храмах.

Вот и в Лядинах сохранен и даже частично отреставрирован ансамбль Покровско-Власьевской и Богоявленской церквей . Остались там Небеса, сохранена частично и алтарная часть.
Лядины славятся еще и своим Домом-музеем, хозяйка которого сберегла и дала новую жизнь вещам своих предков. В доме сохранился интерьер, и дух прошлого, давно забытых времен.

Фольклорный ансамбль «Славутницы» исполняет старинные поморские  песни. Слушаешь и плачешь от столь родных, но давно забытых слов. Почему сейчас очень редко можно услышать такие красивые и простые голоса? А ведь они будят в людях человечность, и понимание того, что все мы родной и единый народ.

Еще и есть школьный музей, где детишки, чтобы не забыть свою историю, свои корни собрали все экспонаты сами. Проводят мастер–классы по изготовлению кукол и ткачеству половиков.

Несмотря на то что, много молодежи уехало из деревни, жизнь продолжается и культурная и общественная. Сейчас происходит строительство кафе, где можно будет всегда прийти на огонек и отведать вкусной домашней еды.

Красная Ляга

Одинокая церковь, стоящая среди пустынного поля, где когда-то колосилась золотая пшеница. Загадочность и красоту этого места невозможно описать словами. Красная Ляга — карстовая воронка с бывшим когда-то озером, давшим название умершей деревне.
Попадаешь внутрь церкви, через дыру в двери, и оказываешься в другом измерении.

Каргопольская глиняная игрушка.

В игрушке всегда живет сказка, ее образы отражаются в глиняных поделках, определяя сюжет и форму, уходят в самую глубокую древность, как и все что связано с Русским Севером.

До сих пор каргопольская игрушка сохранила в себе  первобытность. Она может быть блеклая и неяркая, и похожа на изделия людей каменного века. Фигурки баб с плоскими скифскими лицами, с обнаженными грудями напоминают первобытных «Венер», но та теплота которая идет от нее, тот свет который она дарит, тяжело передать на словах. Она как оберег, как хранительница домашнего очага и природы до сих пор не потеряла своей задачи. Символична каждая деталь. Так изображенное на переднике солнце – и сейчас согревает бескрайние поля. А волнистые линии- полноводные реки этих мест. В древние времена каждый элемент имел свое, неповторимое значение, которое сейчас трудно уловить. Магическое содержание символов со временем ушло и они превратились в обычные «бобки». Часто из уст местных жителей можно услышать слово «бобка» — слово это северорусское и употребляется  в добродушном контексте, как и южнорусское «цацка», и означает детскую игрушку, забавку.

Так на протяжении веков гончары лепили «бобки», и сегодня в детской школе в дер. Печниково возрождают эту традицию, передают знания и опыт.

Каргопольская игрушка  отличается от игрушек соседних волостей. Так для «вятки» типична «барыня», для «каргополки» — сказочный богатырь Полкан, мифический персонаж античности, после долгих странствий через века и страны превратившийся в русского лубочного героя из сказки о Бове Королевиче.

Подобно тому, как сберег Север образцы древнерусского деревянного зодчества, древние песни и былины, так сберег он формы древнерусской игрушки с ее фольклорными персонажами. Сказка севера живет в этих бесхитростных фигурках.

line